медицинское училище
Применение двух клапанов: парового (предохранительного) и воздушного (против образования вакуума) позволило осуществить закрытую систему охлаждения, получившую широкое распространение на современных автомобильных двигателях с водяным охлаждением. Паровой клапан регулируется на избыточное давление пара 0,2—0,3 кг/см2, что повышает температуру кипения воды несколько более 100° и дает возможность поддерживать наиболее благоприятный тепловой режим двигателя. Кроме того, в процессе работы двигателя не выкипает вода.
Воздушный клапан регулируется на очень малое давление (0,05—0,15 кг/см2), чтобы обеспечить впуск атмосферного воздуха при разрежении в радиаторе.
Следует упомянуть об испарительном водяном охлаждении, которое иногда называют «паровым». В принципе испарительное охлаждение выгодное, так как испарение происходит в открытой системе при 100°, а в закрытой — при более высокой температуре в зависимости от величины установленного давления в системе. С точки зрения теплового процесса высокая температура ближе к наивыгоднейшей. Кроме того, 1 кг воды при испарении отнимает около 340 кал тепла, в то время как 1 кг воды, нагреваясь в системе принудительного водяного охлаждения на 10—12°, отнимает приблизительно в пятьдесят раз меньше тепла.
Следовательно, на испарительное охлаждение нужно гораздо меньше воды. Но несмотря на многочисленные попытки использовать испарительное охлаждение, оно не получило распространения, так как для него требуется добавочная контрольная аппаратура, усложняется уход, есть опасность перегрева цилиндров, а достаточная надежность и большой опыт применения водяного охлаждения не дают пока повода для отказа от него.